Деловая игра "Цифровой Город"

О проекте

Деловая игра для школьников о выборе жизненного пути в нашем дивном новом мире и, одновременно, методика ведения уроков в курсе информатики за 7-8 классы.

Правительство Города

Правительство отвечает за функционирование Города -- здесь регистрируют компании и СМИ, помогают искать работу и проверяют работу игроков и компаний.
Возглавляет правительство первый министр Города.
Возможные проекты
Направление Описание Материалы Дальнейшее развитие
Создание видео-новостей о жизни Города Требуется еженедельно создавать и публиковать видео-новости о жизни Города Используются темы школьной программы "Язык HTML и создание сайтов", "Работа с графикой", "Работа с офисными системами", "Социальная информатика" Чемпионат WorldSkillsJunior в компетенциях "Видеопроизводство", "Фотография" и "Звукорежиссура"
Создание новостной газеты Требуется создать и пополнять газету о новостях Города Используются темы школьной программы "Язык HTML и создание сайтов", "Работа с графикой", "Работа с офисными системами", "Социальная информатика".
Материалы: Самоучитель HTML, установка WordPress
Чемпионат WorldSkillsJunior в компетенции "Фотография"
Правительству подчиняются Инспекция, Центр городских услуг и Информационное агентство.
Департаменты Правительства
Название Описание Руководство Прототип
Инспекция Проверяет корректность тредовых договоров, проверяет работу зарегистрированных компаний и СМИ Старший инспектор Налоговая инспекция, Роскомнадзор
Центр городских услуг Регистрирует документы, отчёты и запросы жителей Города, выдаёт задания безработным Старший специалист МФЦ
Информационное агентство Создают сайт со всеми новостями Города, управляют группой Города в социальных сетях.
Материалы: Самоучитель HTML, установка WordPress
Руководитель информационного агентства ИА "Москва"

Университет

Организует работу по созданию образовательных игр, электронных образовательных ресурсов и консультированию игроков по вопросам технологий. Курирует наукоёмкие исследовательские направления.
Управляется Ректором.
Возможные проекты
Направление Описание Материалы Дальнейшее развитие
Образовательный веб-квест Создать образовательный квест для учащихся начальной школы Используются темы школьной программы "Язык HTML и создание сайтов", "Работа с графикой", "Работа с офисными системами", "Поиск в интернете".
Материалы: Самоучитель HTML, установка WordPress
Чемпионат WorldSkillsJunior в компетенции "Преподавание в младших классах"
Мастер-класс Проведение мастер-класса или вебинара Используются темы школьной программы "Работа с офисными системами", "Поиск в интернете", "Социальная информатика" Чемпионат WorldSkillsJunior в компетенции "Преподавание в младших классах"
Интернет вещей Создание сайта об интернете вещей, разработка документации для автоматизации работы теплицы и создание прототипов датчиков Используются темы школьной программы "Язык HTML и создание сайтов", "Работа с офисными системами", "Поиск в интернете".
Материалы: Самоучитель HTML, установка WordPress
Чемпионат WorldSkillsJunior в компетенции "Интернет вещей"
Изучение возобновляемых источников энергии Создание сайта о возобновляемых источниках энергии, разработка документации для морозоустойчивого ветрогенератора быстрого развёртывания Используются темы школьной программы "Язык HTML и создание сайтов", "Работа с офисными системами", "Поиск в интернете".
Материалы: Самоучитель HTML, установка WordPress
Чемпионат WorldSkillsJunior в компетенции "Командная работа на производстве"
Изучение космических станций Разработка документации космического аппарата (малого искусственного спутника Земли) и создание сайта о нём Используются темы школьной программы "Язык HTML и создание сайтов", "Работа с офисными системами", "Работа с электронными таблицами", "Модели и моделирование", "Работа с графикой", "Поиск в интернете".
Материалы: Самоучитель HTML, установка WordPress
Чемпионат WorldSkillsJunior в компетенции "Инженерия космических систем"
Изучение блокчейн Разработка сайта, хранящего информацию о рецептах в виде блокчейн-цепочки Используются темы школьной программы "Язык HTML и создание сайтов", "Язык программирования Питон", "Работа с офисными системами", "Модели и моделирование", "Поиск в интернете".
Материалы: Самоучитель HTML, установка WordPress
Олимпиады школьников по информатике и чемпионат WorldSkillsJunior в компетенции "Разработка решений с использованием блокчейн технологий"

Музей Искусств

Управляет культурной жизнью Города.
Музеем заведует Старший куратор.
Возможные проекты
Направление Описание Материалы Дальнейшее развитие
Создание 3Д-фигурок Необходимо нарисовать в 3Д и распечатать на школьном 3Д-принтере фигурку героя из Властелина колец Используются темы школьной программы "Работа с офисными системами", "Модели и моделирование", "Работа с графикой", "Поиск в интернете" Чемпионат WorldSkillsJunior в компетенции "3D моделирование для компьютерных игр"
Газеты о современном искусстве Необходимо создать интернет-газету о современном искусстве Используются темы школьной программы "Язык HTML и создание сайтов", "Работа с графикой", "Работа с офисными системами", "Социальная информатика".
Материалы: Самоучитель HTML, установка WordPress
Чемпионат WorldSkillsJunior в компетенции "Веб-дизайн и разработка"
Создание комиска Необходимо создать и выпустить периодическое издание -- комикс Используются темы школьной программы "Работа с графикой", "Работа с офисными системами", "Социальная информатика" Чемпионат WorldSkillsJunior в компетенции "Графический дизайн"
Альманах персональных выставок Подготовить в PDF альманах персональной выставки одного из авторов Города Используются темы школьной программы "Работа с графикой", "Работа с офисными системами", "Социальная информатика" Чемпионат WorldSkillsJunior в компетенции "Графический дизайн"
Литературная Газета Создать интернет-газету для авторов цифровых картин и рассказов Города Используются темы школьной программы "Язык HTML и создание сайтов", "Работа с графикой", "Работа с офисными системами", "Социальная информатика".
Материалы: Самоучитель HTML, установка WordPress
Чемпионат WorldSkillsJunior в компетенции "Веб-дизайн и разработка"

Корпорация

Управляет частными компаниями, занимающимися производством игр, мобильных приложений и ботов.
Корпорацией руководит Директор.
Возможные проекты
Направление Описание Материалы Дальнейшее развитие
Разработка компьютерных игр Создать компьютерную игру на языке Python или C# Используются темы школьной программы "Язык программирования Python", "Работа с графикой", "Работа с офисными системами". Олимпиады школьников по информатике и чемпионат WorldSkillsJunior в компетенциях "Разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений" и "Разработка мобильных приложений"
Разработка чат-ботов Создать чат-бота для сети Вконтакте или Telegram Используются темы школьной программы "Язык программирования Python", "Работа с графикой", "Работа с офисными системами" Олимпиады школьников по информатике и чемпионат WorldSkillsJunior в компетенции "Программные решения для бизнеса"
Разработать интернет-сайт Создать сайт на языке Python с применение Flask Используются темы школьной программы "Язык программирования Python", "Язык HTML и создание сайтов", "Работа с графикой", "Работа с офисными системами" Олимпиады школьников по информатике и чемпионат WorldSkillsJunior в компетенции "Программные решения для бизнеса"

Бюро

Возможные проекты
Направление Описание Материалы Дальнейшее развитие
Создание рекламных лифлетов Продумать и разработать рекламный лифлет и афишу, дизайн сайта для сайтов Города Используются темы школьной программы "Работа с графикой", "Работа с офисными системами" Чемпионат WorldSkillsJunior в компетенциях "Графический дизайн"
Создание интерьера школы будущего Создать интерьер школы будущего в программе SketchUp, Blender или Autodesk Fusion 360 Используются темы школьной программы "Модели и моделирование", "Работа с графикой", "Работа с офисными системами", "Поиск в интернете" Чемпионат WorldSkillsJunior в компетенции "Дизайн интерьера"
Создание промышленного дизайна Придумайте новую версию устройства "Москвёнок" и создайте для него дизайн Используются темы школьной программы "Модели и моделирование", "Работа с графикой", "Работа с офисными системами" Чемпионат WorldSkillsJunior в компетенции "Промышленный дизайн", "Поиск в интернете"

Частные компании

Любой участник деловой игры может создать собственную компанию и заниматься в рамках Города созданием интересных ему информационных продуктов. Для создания собственной компании ваши задачи должны удовлетворять следующим условиям: Частные компании регистрируются Центром городских услуг.

Кодификатор профессий

Расшифровку типологий профессий (по Климову; по Холланду) и интеллектов по Гарднеру можно прочитать в тексте полного описания Города на стр. 7-13.

Руководитель (первый министр, ректор, старший куратор, директор, руководитель частной компании)

Руководители Города: управляют вверенными им частями жизни Города. Напрямую получают задания от учителей-организаторов.
Руководители частных компаний: выбирают для решения задачу, предложенную руководителями Города, перерабатывают её в задачи для своей компании и следят за их выполнением. При необходимости -- обращаются к тьюторам и мастерам производственных процессов.
Прототипы в реальной жизни: соответствующие профессии в реальной жизни.
Типы профессий: человек-человек и человек-рынок; предпренимательский и социальный.
Типы интеллекта: лингвистический, личностный, логико-математический.
Прототип в "Атласе новых профессий": куратор коллективного творчества, координатор производств в распределённых сообществах, ИТ-проповедник.
Нагрузка: 5 часов в неделю у руководителя Города, 4 часа у руководителя частной компании.

Журналист

Создает статьи -- аналитические, интервью -- по заказу главного редактора, подбирает или создает к ним иллюстрации.
Прототип в реальной жизни: журналист, репортёр, блогер.
Типы профессии: человек-человек и человек-знаковая система; реалистический и социальный.
Типы интеллекта: лингвистический, личностный.
Нагрузка: 1 час за 500 символов в статье.

Редактор

Готовит к публикации статью, полученную от журналиста: выверяет русский язык, проверяет указанные в статье факты.
Прототип в реальной жизни: редактор.
Типология профессии: человек-человек и человек-знаковая система; реалистический и социальный.
Типы интеллекта: лингвистический, личностный.
Нагрузка: 3 часа в неделю.

Разработчик

Создает программы на одном из языков программирования. Получает задачи от руководителя частной компании, в которой работает.
Прототип в реальной жизни: разработчик, программист.
Типология профессии: человек-техника и человек-знаковая система; реалистический и интеллектуальный.
Типы интеллекта: лингвистический и логико-математический.
Нагрузка: 3 часа в неделю.

Веб-разработчик

Создает и настраивает сайты, разбирается как в языках создания сайтов (html), так и в настройке систем управления содержимым (WordPress).
Прототип в реальной жизни: разработчик, администратор баз данных, дизайнер.
Типология профессии: человек-техника и человек-знаковая система; реалистический и интеллектуальный.
Типы интеллекта: логико-математический и личностный.
Нагрузка: 3 часа в неделю.

Разработчик FutureSkills

Создает программы с применением технологий Future Skills: нейросетей, блокчейна.
Прототип в "Атласе новых профессий": разработчик Big Data.
Нагрузка: 4 часа в неделю.

Разработчик-исследователь

Изучает алгоритмы и создает о них образовательные статьи.
Нагрузка: сдельная, зависит от сложности задачи.

Специалист биржи труда

Специалист министерства Экономики, помогающий жителям Города определиться с профессией.
Прототип в реальной жизни: сотрудник биржи труда, профориентолог.
Типология профессии: человек-человек и человек-знаковая система; реалистический и социальный.
Типы интеллекта: лингвистический, личностный.
Нагрузка: 2 часа в неделю.

Налоговый инспектор

Проверяет корректность финансовых операций в Городе.
Нагрузка: 4 часа в неделю.

Инспектор рынка труда

Проверяет корректность заключения трудовых соглашений между жителями Города.
Нагрузка: 4 часа в неделю.

Тьютор

Специалист, помогающий жителям Города разобраться с технологиями.
Прототип в реальной жизни: тьютор, учитель, наставник.
Типология профессии: человек-человек и человек-знаковая система; реалистический и социальный.
Типы интеллекта: лингвистический, логико-математический и личностный.
Прототип в "Атласе новых профессий": тьютор.
Нагрузка: 4 часа в неделю.

Мастер производственных процессов

Специалист, помогающий жителям Города разобраться с организацией работы: своей собственной и своей компании.
Прототип в реальной жизни: скрам-мастер, коуч, эксперт.
Типология профессии: человек-человек и человек-знаковая система; реалистический и социальный.
Типы интеллекта: лингвистический, логико-математический и личностный.
Прототип в "Атласе новых профессий": куратор коллективного творчества, организатор проектного обучения.
Нагрузка: 4 часа в неделю.

Продуктолог

Специалист, помогающий компаниям Города разобраться исследованием, какой продукт нужно выпустить.
Прототип в реальной жизни: владелец проудкта scrum, эксперт, менеджер продукта.
Типология профессии: человек-человек и человек-знаковая система; реалистический и социальный.
Типы интеллекта: лингвистический, логико-математический и личностный.
Прототип в "Атласе новых профессий": куратор коллективного творчества, организатор проектного обучения.
Нагрузка: 4 часа в неделю.

Сценарист

Специалист, создающий сюжет и историю мира для мультфильмов, графический историй и игр.
Прототип в реальной жизни: сценарист.
Типология профессии: человек-художественный образ и человек-знаковая система; интеллектуальный, творческий.
Типы интеллекта: лингвистический, логико-математический, пространственный и личностный.
Нагрузка: 4 часа в неделю.

Переводчик

Переводит тексты с иных языков на русский.
Прототип в реальной жизни: технический писатель, переводчик.
Типология профессии: человек-знаковая система; интеллектуальный.
Типы интеллекта: лингвистический.
Нагрузка: 1 час за 500 переведённых символов.

Дизайнер

Создает внешний вид программ.
Прототип в реальной жизни: дизайнер, веб-дизайнер.
Прототип в "Атласе новых профессий": дизайнер интерфейсов.
Нагрузка: 3 часа в неделю.

Цифровой художник

Создает изображения для двумерных игр, собственных художественных проектов, мультфильмов.
Прототип в реальной жизни: художник Simon Stalenhag.
Нагрузка: 3 часа в неделю.

Инженер

Создает чертежи для техники.
Нагрузка: 4 часа в неделю.

3Д-дизайнер, 3Д-художник

Создает трёхмерные модели предметов быта, модели персонажей для игр и мультфильмов.
Нагрузка: 3 часа в неделю.

Режиссёр монтажа

Специалист, создающий видео.
Нагрузка: определяется размером гранта, выплачиваемого Музеем Города.

Оценки

Каждый урок учитель оценивает работу ученика по работе над проектом. Каждую неделю ученик заполняет очёт-самоанализ за неделю, раз в месяц ученик заполняет большой самоанализ в виде таблицы Excel.
Каждый месяц ученик должен проходить аттестацию по одной из тем школьной программы:
  1. "Компьютерная графика", "Язык HTML и создание сайтов", "Офисные системы: Word, Excel";
  2. "Алгоритмизация и программирование", "Социальная информатика".
Игра рассчитана на 2 урока в неделю и два домашних задания трудоёмкостью по 20 минут каждое.

Электронный кошелёк для платформы Moodle

Файл плагина, реализующего функцию электронного кошелька.

Об авторах

Игра придумана Широковой Лари под научным руководством Маняхиной Валентины Геннадьевны.
Игра апробирована и каждый год проводилась в школе 1586.